- информационная модель точности речи
- I. Значение: одно из главных коммуникативных качеств речи, заключающееся в точности словоупотребления и в точности выражения мысли;II. формы точности речи:1) точность словоупотребления;2) смысловая точность;III. языковые уровни:1) фонетика;2) лексика;3) словообразование;4) синтаксис;IV. условия реализации точности речи:1) знание предмета речи;2) владение лексическими ресурсами языка;3) умение при помощи высказывания или текста выразить мысль;V. особенности функционирования точности речи:1) выражение языковыми средствами понятийно-языковых средств в научной речи;2) создание фактографической точности в публицистике;3) перенос значений в художественном тексте;4) конкретность художественной речи;5) точность, не допускающая инотолкования в деловой речи;6) чувственная конкретность разговорной речи;VI. основные причины отклонения от точности речи:1) слабое владение ресурсами языка;2) незнание фактов, предмета речи. Ошибки, нарушающие точность речи:I. Ошибки лингвистического характера:1) Неправильное ударение, меняющее значение слова;2. Лексико-словообразовательные ошибки:а) смешение приставок, меняющее значение слова;б) смешение суффиксов, меняющее значение слова;в) смешение словообразовательных антонимов;г) смешение словообразовательных синонимов;д) смешение словообразовательных паронимов;3. Лексические ошибки:а) смешение паронимов;б) смешение парономазов;в) смешение синонимов;г) смешение антонимов;д) расширение значения слова за счет "вычеркивания" одного из дифференциальных компонентов;е) сужение значения слова (зачастую связано со смешением родовых и видовых отношений);ж) неоправданная замена одного слова другим;з) замена слова другим на основании того, что слова частично совпадают по значению или же относятся к одной тематической группе;и) нарушение лексической сочетаемости;к) смешение частей речи: существительного и однокоренного глагола, прилагательного и существительного и т.п.;4. Неправильное построение предложения или текста, искажающее точность речи.II. Фактические ошибки. Образцы работы над ошибками: Мы вошли в активный зал. (Смешение парономазов активный и актовый. Нарушается точность речи) – Мы вошли в актовый зал.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.